Полное описание статьи 12 Федерального закона № 273 О противодействии коррупции — цели, особенности и последствия

Коррупция является серьезной проблемой, которая коснулась всех сфер нашей жизни. В борьбе с данной негативной явлением были приняты различные меры, среди которых стоит отметить Федеральный закон О противодействии коррупции. Одним из ключевых положений данного закона является статья 12, которая устанавливает обязанность организаций предоставлять полные и точные сведения о противодействии коррупции.

В соответствии с данным законом, организации обязаны разрабатывать и внедрять меры по противодействию коррупции. Кроме того, они также обязаны предоставить полные и точные сведения о своих действиях в этой сфере. Эти сведения должны быть представлены в письменной форме и размещены на официальном сайте организации.

Полные и точные сведения о противодействии коррупции, предоставляемые организациями, включают информацию о проведенных мероприятиях, таких как антикоррупционные обучения, контрольные мероприятия и наказания за нарушение антикоррупционной политики. Кроме того, организации должны предоставить информацию о своей системе контроля и обработки жалоб на факты коррупции.

Статья 12 ФЗ 273 имеет крайне важное значение для противодействия коррупции. Благодаря предоставлению полных и точных сведений о своих действиях в этой области, организации проявляют открытость и приверженность борьбе с коррупцией. Это позволяет эффективнее координировать действия всех участников в борьбе с коррупцией и обеспечивает более прозрачное и честное функционирование организаций в целом.

Общие положения статьи

Статья 12 ФЗ 273 Полные и точные сведения о противодействии коррупции определяет основные требования к составлению и публикации полной и точной информации о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах и учреждениях.

В соответствии с данной статьей, государственные и муниципальные организации обязаны предоставлять достоверную информацию о принятых или запланированных мерах по противодействию коррупции. Эта информация должна быть полной, отражать все основные аспекты и результаты противодействия коррупции в организации.

Кроме того, статья определяет ответственность руководителей организаций за достоверность и полноту предоставленной информации. В случае выявления факта недостоверной или неполной информации, руководитель организации несет административную или уголовную ответственность.

Статья также устанавливает требования к форме предоставляемой информации. Она должна быть понятной и доступной для широкого круга лиц. Для этого информация может быть представлена в виде таблиц, графиков, текстовых материалов и других форматов, которые обеспечивают максимальную ясность и наглядность.

Общие положения статьи направлены на создание прозрачной системы противодействия коррупции в государственном и муниципальном секторе. Они обеспечивают доступность и достоверность информации о принятых мерах по противодействию коррупции, а также повышают ответственность их руководителей за предоставление полной и точной информации.

Основные положения статьи 12 ФЗ 273 Полные и точные сведения о противодействии коррупции
Определение основных требований к составлению информации о противодействии коррупции
Обязанность государственных и муниципальных организаций предоставлять достоверную и полную информацию
Ответственность руководителей организаций за достоверность и полноту предоставленной информации
Требования к форме предоставляемой информации
Цель создания прозрачной системы противодействия коррупции

Определение понятий

Противодействие коррупции — совокупность правовых, организационных и мероприятий, направленных на предотвращение, выявление и пресечение коррупционных действий, а также наказание за их совершение.

Должностное лицо — гражданин, занимающий государственную должность, муниципальную должность, а также лицо, выполняющее должностные обязанности такого лица.

Взятка — незаконное предложение, обещание или передача имущественного или иного неправомерного преимущества должностному лицу или третьему лицу в связи с выполнением или невыполнением им своих должностных обязанностей.

Неправомерные преимущества — любые льготы, вещи, услуги или имущественные права, к которым гражданин или другая организация не имеют законного права на получение, а должностное лицо не имеет права на предоставление.

Лицо, совершившее коррупционное действие — гражданин, право которого предусматривает наступление ответственности за противоправные действия, связанные с коррупцией.

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы

Для обеспечения эффективного противодействия коррупции в соответствии с ФЗ 273 предусмотрена процедура проведения антикоррупционной экспертизы. Под антикоррупционной экспертизой понимается проверка проектов нормативных правовых актов, регулирующих взаимодействие государственной и муниципальной власти, на наличие рисков и возможных проявлений коррупции.

Антикоррупционная экспертиза проводится органами федеральной службы по противодействию коррупции (Роскомпозор), а также проводителями антикоррупционной экспертизы, аккредитованными Роскомпозор.

Проведение антикоррупционной экспертизы осуществляется в соответствии с установленными правилами и процедурами Роскомпозор и регламентируется следующими шагами:

  1. Представление проекта нормативного правового акта на антикоррупционную экспертизу. Заказчиком экспертизы может быть Министерство, ведомство, орган государственной власти или муниципальной власти.
  2. Выполнение предварительного анализа проекта нормативного правового акта экспертом. В рамках данного этапа определяется целесообразность проведения антикоррупционной экспертизы и ее возможные результаты.
  3. Проведение антикоррупционной экспертизы. На данном этапе эксперт анализирует проект нормативного правового акта на предмет наличия коррупционных рисков и возможностей. Результаты экспертизы могут быть представлены в виде заключения с рекомендациями по предотвращению и устранению потенциальных коррупционных проявлений.
  4. Предоставление заключения антикоррупционной экспертизы заказчику. Заключение является основой для принятия решения заказчиком относительно дальнейшего судьбы проекта нормативного правового акта.
  5. Контроль за исполнением рекомендаций. После получения заключения антикоррупционной экспертизы, заказчик в правительстве, ведомстве или органе государственной власти, принимает решение о дальнейших действиях по проекту нормативного правового акта. При необходимости в рамках контроля за исполнением рекомендаций может быть назначена проверка соответствия фактических действий проводимых сотрудниками заказчика противодействию коррупции.

Антикоррупционная экспертиза является одной из важных мер по противодействию коррупции, позволяющей выявить и предотвратить риски и проявления коррупции в нормативно-правовых актах. Правильное проведение антикоррупционной экспертизы способствует повышению прозрачности и эффективности деятельности государственных и муниципальных органов.

Обязанности должностных лиц по предоставлению информации

Должностные лица обязаны предоставлять полные и точные сведения о противодействии коррупции в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Обязанности должностных лиц по предоставлению информации включают:

1. Выполнение требований закона

Должностные лица должны строго соблюдать требования статьи 12 ФЗ 273 для предоставления полной и достоверной информации о противодействии коррупции.

2. Предоставление информации о противодействии коррупции

Должностные лица обязаны предоставлять информацию о проведенных мерах по предотвращению и пресечению коррупционных правонарушений, включая:

  • применение положений законодательства в сфере противодействия коррупции;
  • результаты антикоррупционной работы организации;
  • меры по разработке и внедрению антикоррупционных программ;
  • защита прав и законных интересов граждан, выявление и пресечение коррупции.

Предоставление информации осуществляется в установленные сроки и в соответствии с установленными правилами и процедурами.

Обязанности должностных лиц по предоставлению информации о противодействии коррупции являются неотъемлемой частью антикоррупционной работы и способствуют повышению прозрачности и открытости государственных и муниципальных органов, предприятий и организаций в целом.

Права и обязанности антикоррупционных экспертов

Права

1. Право на доступ к информации. Антикоррупционные эксперты имеют право на получение полной и точной информации, необходимой для проведения анализа и выработки экспертного заключения по вопросам противодействия коррупции.

2. Обязанность сохранять конфиденциальность. Антикоррупционные эксперты обязаны сохранять конфиденциальность полученной информации и не разглашать ее третьим лицам без согласия уполномоченных органов.

3. Право на проведение экспертизы. Антикоррупционные эксперты имеют право проводить экспертизу документов, деятельности и процессов, связанных с противодействием коррупции и предоставлять свое мнение и заключения на основе полученных данных.

4. Обязанность соблюдать нормы этики. Антикоррупционные эксперты обязаны соблюдать принципы профессиональной этики: честность, независимость, объективность и беспристрастность при выполнении своих профессиональных обязанностей.

5. Обязанность информировать о выявленных нарушениях. Антикоррупционные эксперты обязаны незамедлительно информировать уполномоченные органы в случае выявления фактов коррупционных нарушений или подозрения их совершения.

6. Право на защиту своих прав и интересов. Антикоррупционные эксперты имеют право на защиту своих профессиональных прав и интересов, а также на обжалование решений и действий уполномоченных органов, которые могут ограничить их деятельность или имидж.

7. Обязанность повышать свою квалификацию и профессиональное мастерство. Антикоррупционные эксперты обязаны постоянно совершенствовать свои знания и навыки в области противодействия коррупции, следить за изменениями и нововведениями в законодательстве и методологии.

Антикоррупционные эксперты являются профессионалами в своей сфере и действуют в интересах общества, государства и борьбы с коррупцией. Их права и обязанности определены законодательством и направлены на эффективное противодействие коррупционным проявлениям.

Ответственность за предоставление ложных сведений

Лица, которые предоставляют ложные сведения при заполнении форм, документов или иную информацию по требованию органов, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением требований антикоррупционного законодательства, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Виды ответственности за предоставление ложных сведений:

Вид ответственности Законодательные основания
Административная ответственность Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Уголовная ответственность Уголовный кодекс Российской Федерации
Гражданско-правовая ответственность Гражданский кодекс Российской Федерации

Предоставление ложных сведений может повлечь за собой штрафные санкции, а также возможные уголовные, дисциплинарные или гражданско-правовые последствия.

Обеспечение конфиденциальности информации

Государственные органы, должностные лица и граждане, занимающиеся противодействием коррупции, обязаны охранять конфиденциальность информации. Информация, полученная при осуществлении противодействия коррупции, не может быть использована в целях, не связанных с противодействием коррупции, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Для обеспечения конфиденциальности информации, предоставляемой органам противодействия коррупции, предусмотрены следующие меры:

  1. Обязательность подписания сотрудниками и должностными лицами органов противодействия коррупции соглашения о неразглашении полученной информации;
  2. Ограничение доступа к информации о противодействии коррупции только уполномоченным сотрудникам;
  3. Обеспечение безопасности систем хранения и передачи информации, в том числе с использованием современных технических средств;
  4. Установление ответственности за несоблюдение требований конфиденциальности;
  5. Обучение сотрудников и должностных лиц органов противодействия коррупции правилам и мерам обеспечения конфиденциальности информации.

Органы противодействия коррупции обязаны контролировать соблюдение требований конфиденциальности информации и принимать меры по предотвращению ее разглашения. В случае выявления нарушений конфиденциальности информации, принимаются меры дисциплинарного, административного или уголовного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок обжалования результатов антикоррупционной экспертизы

В случае несогласия с результатами антикоррупционной экспертизы, стороны вправе обжаловать ее результаты в соответствующих органах или суде.

Для обжалования результата антикоррупционной экспертизы необходимо подать аппеляцию или иск в компетентный орган или суд в течение 10 дней с момента ознакомления с результатами экспертизы.

В случае обжалования решения органа по антикоррупционной экспертизе, также имеется возможность подать жалобу в вышестоящий орган в течение 30 дней с момента получения решения. Вышестоящий орган рассматривает жалобу в течение 30 дней.

При рассмотрении обращения, орган или суд проводит проверку обоснованности и законности проведения антикоррупционной экспертизы и принимает соответствующее решение.

В случае признания результата антикоррупционной экспертизы неправомерным, его можно оспорить в судебном порядке.

Важно отметить, что обжалование результатов антикоррупционной экспертизы должно осуществляться в строгом соответствии с законодательством и установленными сроками.

Роль общественных организаций в реализации статьи

Первая роль общественных организаций заключается в осуществлении мониторинга и наблюдении за деятельностью органов власти и должностных лиц, связанных с предупреждением и противодействием коррупции. Они могут участвовать в оценке эффективности мер, принятых в рамках статьи 12 ФЗ 273, и докладывать об этих результатах общественности.

Кроме того, общественные организации могут проводить свои собственные расследования коррупционных преступлений и предоставлять информацию и доказательства компетентным органам. Они также могут проконсультировать граждан о процедурах и механизмах подачи жалоб на случаи коррупции и обеспечить им защиту прав в суде.

Важным аспектом роли общественных организаций является их участие в разработке предложений и рекомендаций по усовершенствованию политики по предупреждению и противодействию коррупции. Они могут предлагать новые идеи и механизмы борьбы с коррупцией, а также участвовать в общественном обсуждении нормативных актов и вносить свои комментарии и поправки.

Наконец, общественные организации могут оказывать помощь жертвам коррупции и их семьям, предоставлять им правовую и психологическую поддержку. Они также могут образовывать граждан по вопросам противодействия коррупции и широко информировать общественность о проблемах, связанных с коррупцией, с целью ее интенсификации и привлечения активного участия граждан в этом процессе.

Мониторинг эффективности противодействия коррупции

Государственные органы, органы местного самоуправления и иные участники противодействия коррупции обязаны проводить систематический мониторинг своей деятельности в данной области. Мониторинг позволяет проследить эффективность принимаемых мер и инструментов для предотвращения и пресечения коррупционных проявлений.

С целью обеспечения полноты и достоверности сведений о противодействии коррупции, осуществление мониторинга включает в себя:

Статистический анализ

В рамках статистического анализа собираются и анализируются данные о преступлениях, связанных с коррупцией, а также обнаруженные факты коррупционных проявлений. Анализ основывается на количественных показателях и позволяет оценить динамику и тенденции коррупционной ситуации в различных сферах деятельности.

Оценку эффективности противодействия коррупции

Оценку

Оценка эффективности противодействия коррупции проводится с использованием различных методов, включая сравнительный анализ показателей, определение показателей эффективности, оценку качества принимаемых мер и их соответствие установленным целям и задачам.

Мониторинг эффективности противодействия коррупции позволяет выявить слабые места в системе противодействия коррупции и принять меры по их устранению. Он также является важным инструментом для оценки результативности принимаемых мер и разработки дальнейших стратегий борьбы с коррупцией.

Внесение изменений в действующее законодательство

Для эффективного противодействия коррупции в Российской Федерации, Федеральный закон № 273 предусматривает внесение ряда изменений в действующее законодательство.

Изменение № 1:

Установление жестких норм и санкций в отношении коррупционных преступлений, включая повышение максимального наказания для таких преступлений.

Изменение № 2:

Введение механизмов контроля и надзора за исполнением антикоррупционного законодательства, включая более тщательное мониторинговое сопровождение финансовых операций государственных организаций и должностных лиц.

Внесение указанных изменений позволит усилить противодействие коррупции, повысить эффективность борьбы с этим негативным явлением и защитить интересы граждан и государства.

Прокрутить вверх