Инструкция №1599 от 19 декабря 2014 года — Утверждение ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ

Приказ 1599 является важным документом, определяющим основные принципы и требования к образовательному процессу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В настоящее время в образовательных учреждениях нередко встречаются дети и подростки, нуждающиеся в особом подходе к обучению и воспитанию. Приказ 1599 направлен на создание благоприятной образовательной среды, способствующей полноценному развитию и интеграции обучающихся с ОВЗ в общество.

Основная задача приказа 1599 заключается в утверждении Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования (НОО) для обучающихся с ОВЗ. В центре внимания документа находятся возможности для развития и воспитания обучающихся с различными видами ОВЗ, а также обеспечение инклюзивного образования, которое предусматривает совместное обучение детей с разными специальными образовательными потребностями в одном классе.

Утверждение ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ позволяет создать равные возможности для получения качественного образования каждым ребенком, независимо от его индивидуальных особенностей. Этот документ обеспечивает разработку и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов для каждого обучающегося с ОВЗ, что способствует его полноценному развитию и включению в общество. Приказ 1599 является важным шагом в обеспечении равных возможностей для обучения и развития для всех детей, предоставляющим им право на доступ к качественному образованию, несмотря на их индивидуальные особенности.

Приказ 1599 — основание для разработки ФГОС НОО

ФГОС НОО (образовательной организации общего образования) для обучающихся с ОВЗ — это документ, который определяет общие требования и уровень подготовки таких обучающихся, а также основные содержательные и организационные принципы и условия их образования.

Приказ 1599 ставит задачу разработать ФГОС, который бы учитывал индивидуальные особенности и потребности обучающихся с ОВЗ, предоставляя им равные возможности получения качественного образования.

Основные положения приказа:

  1. Определение категорий обучающихся с ОВЗ, которые требуют особого подхода при образовании.
  2. Установление целей и задач образования для обучающихся с ОВЗ.
  3. Определение основных содержательных линий в ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.
  4. Установление правил и принципов организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ.

Приказ 1599 устанавливает правовые основы и общие принципы, которые регулируют образовательный процесс для обучающихся с ОВЗ. Он призван обеспечить доступность и качество образования для всех детей, независимо от их физических или психических возможностей.

Разработка ФГОС НОО на основе Приказа 1599 позволяет индивидуализировать образовательный процесс для каждого обучающегося с ОВЗ, учитывая его особенности, потребности и возможности.

Приказ 1599 является важным шагом в разработке инклюзивной образовательной системы, которая позволяет каждому обучающемуся реализовать свой потенциал и достичь успеха в обучении и жизни.

Особенности ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливает общий набор знаний и компетенций, необходимых для успешного обучения всех обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Однако, с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, ФГОС НОО предусматривает ряд особенностей, которые позволяют адаптировать образовательный процесс к потребностям и потенциалу каждого обучающегося.

Индивидуальный подход

ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку с ОВЗ. Это означает, что учителя должны учитывать индивидуальные особенности обучающегося, его потребности и возможности при планировании, организации и проведении уроков. Учебный план может быть адаптирован, чтобы соответствовать специфическим требованиям и возможностям каждого ребенка.

Индивидуальные учебные программы

Для детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные программы (ИУП), которые учитывают их специфические потребности и возможности. ИУП включают в себя специальные образовательные задачи, методы и материалы, а также информацию о рекомендуемых формах и методах контроля. ИУП позволяют обучающимся с ОВЗ достигать успеха в обучении в соответствии со своими способностями и потребностями.

  • Интерактивные формы обучения
  • Использование специальных обучающих материалов и технических средств
  • Дополнительные занятия с учителями-логопедами, психологами и другими специалистами

В целом, ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ создает условия для полноценного и эффективного образования каждого ребенка, независимо от его физических или психологических особенностей. Он поддерживает индивидуальный подход и адаптированность образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ, чтобы они могли развиваться и достигать своего потенциала в полной мере.

Цели и задачи ФГОС НОО

Основными задачами ФГОС НОО являются:

  1. Учет особенностей обучающихся с ОВЗ при разработке и реализации образовательных программ.
  2. Создание условий для доступного, равного и справедливого образования для обучающихся с ОВЗ.
  3. Развитие индивидуальных способностей и потенциала обучающихся с ОВЗ.
  4. Обеспечение гармоничного развития личности обучающихся с ОВЗ.
  5. Способствование социализации обучающихся с ОВЗ.
  6. Формирование позитивного отношения обучающихся с ОВЗ к образованию и саморазвитию.

ФГОС НОО направлен на развитие у обучающихся с ОВЗ не только знаний и умений, но и формирование основных ценностей, навыков самоорганизации, самостоятельности и возможности успешной адаптации в обществе.

Диагностика особенностей обучающихся с ОВЗ

Для успешного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требуется комплексный подход, включающий диагностику и адаптацию образовательного процесса. Диагностика особенностей таких обучающихся играет ключевую роль в планировании и организации индивидуального образовательного маршрута.

Цели и задачи диагностики

Основной целью диагностики особенностей обучающихся с ОВЗ является определение их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей. Кроме того, диагностика позволяет:

  • Выявить особенности когнитивного, эмоционального и социального развития обучающегося;
  • Определить уровень речевого и коммуникативного развития;
  • Оценить физическое и моторное развитие обучающегося;
  • Установить наличие специальных образовательных потребностей;
  • Определить потребность в использовании дополнительных учебных материалов и технических средств обучения.

Методы диагностики

В диагностическом процессе применяются различные методы и инструменты оценки. В зависимости от характера ОВЗ, могут использоваться следующие методы:

  1. Наблюдение и анализ поведения обучающегося;
  2. Анкетирование родителей или законных представителей;
  3. Тестирование для изучения познавательных и коммуникативных навыков;
  4. Медико-психолого-педагогическое исследование;
  5. Интервьюирование обучающегося и педагогов;
  6. Анализ учебных достижений и промежуточной аттестации.

Важно проводить диагностику в дружелюбной и поддерживающей атмосфере, чтобы обучающиеся чувствовали себя комфортно и могли успешно проявить свои способности и навыки. Результаты диагностики помогают разработать адаптивные программы обучения, учитывающие индивидуальные особенности и потребности каждого обучающегося с ОВЗ.

Программное обеспечение ФГОС НОО

Для успешной реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ необходимо использование специального программного обеспечения. Это позволяет создать комфортные и доступные условия для обучения и индивидуальной поддержки каждого ученика.

Одним из ключевых компонентов программного обеспечения ФГОС НОО является интегрированный образовательный портал. На портале собраны все необходимые материалы и ресурсы для организации образовательного процесса: учебники, задания, методические рекомендации, интерактивные обучающие игры и многое другое. Портал предоставляет возможность индивидуализации обучения и регулярного контроля знаний.

Основные функции образовательного портала:

  • Доступ к учебным материалам – обучающиеся с ОВЗ получают возможность изучать учебный материал в удобной и понятной форме, выбирая наиболее подходящий способ обучения.
  • Коммуникация с преподавателями – портал предоставляет возможность обратной связи между учеником и преподавателем, что является важным фактором в индивидуальной поддержке и оптимизации учебного процесса.
  • Онлайн-тестирование – обучающиеся могут проверить свои знания, проходя тесты и задания, что позволяет проводить регулярный контроль и анализ сформированности компетенций.

Важно отметить, что программное обеспечение ФГОС НОО должно быть доступно и адаптировано для использования различным категориям обучающихся с различными ОВЗ. Это позволяет создать равные возможности для получения качественного образования и личностного развития каждого ученика.

Комплектование учебными пособиями для обучающихся с ОВЗ

При комплектовании учебными пособиями для обучающихся с ОВЗ следует учитывать их индивидуальные потребности и особенности. Важно, чтобы материалы были доступными и понятными, с учетом разных уровней когнитивных способностей и особенностей восприятия информации.

Пособия должны быть адаптированы для работы с людьми с различными ограничениями здоровья, такими как слабовидение или нарушение слуха. Например, для обучающихся со слабым зрением крайне важно предоставить материалы с увеличенным шрифтом или в аудиоформате. Для обучающихся с нарушением слуха, оптимальным вариантом будет использование материалов с использованием жестового языка или субтитров.

Также важно учитывать индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ. Например, материалы для детей с нарушением аутистического спектра должны быть структурированы, представлены визуально и содержать минимум лишней информации. Для обучающихся с нарушением речи могут быть полезны материалы для развития коммуникативных навыков и понимания речи.

Важно помнить о доступности и разнообразии учебных пособий для обучающихся с ОВЗ. Нельзя ограничивать их выбор только несколькими типами пособий. Доступ к различным форматам и видам материалов, таким как интерактивные учебники, компьютерные программы или онлайн-курсы, поможет создать комфортные условия для обучения и развития каждого обучающегося.

Рекомендации по проведению дополнительных занятий для обучающихся с ОВЗ

Цели проведения дополнительных занятий

Основной целью проведения дополнительных занятий для обучающихся с ОВЗ является создание благоприятных условий для их полноценного развития и успешной адаптации в образовательной среде.

Конкретные цели дополнительных занятий определяются в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями каждого обучающегося и могут включать в себя следующие аспекты:

  • Поддержка учебной деятельности обучающихся с ОВЗ, включая помощь в освоении учебного материала и выполнении домашних заданий;
  • Повышение уровня коммуникативных навыков и социальной адаптации;
  • Развитие моторики и координации движений;
  • Развитие познавательных способностей и когнитивных процессов;
  • Развитие творческого мышления и эстетического восприятия;
  • Профориентационная поддержка и помощь в выборе пути дальнейшего образования или трудоустройства.

Организация дополнительных занятий

Дополнительные занятия для обучающихся с ОВЗ проводятся с учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося и рекомендаций специалистов, работающих с ними. Организация занятий предполагает следующие принципы:

  • Индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учёт его потребностей, интересов и способностей;
  • Использование адаптивных и компенсаторных технологий обучения;
  • Взаимодействие учителей и специалистов (логопедов, психологов, дефектологов и др.) в процессе проведения занятий;
  • Постепенное увеличение нагрузки и сложности материала в зависимости от прогресса обучающегося;
  • Регулярный мониторинг прогресса и коррекция программы дополнительных занятий;

Важным элементом успешной реализации дополнительных занятий является взаимодействие с родителями обучающихся с ОВЗ. Родителей необходимо информировать о ходе и результатах дополнительных занятий, а также привлекать их к обсуждению и принятию решений, касающихся образовательного процесса.

Проведение дополнительных занятий для обучающихся с ОВЗ требует высокой профессиональной компетентности педагогов и специалистов, а также их творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Только в таких условиях можно добиться максимальных результатов и обеспечить полноценное образование каждого обучающегося.

Критерии оценки уровня достижения обучающихся с ОВЗ

Оценка уровня достижения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе следующих критериев:

  1. Физическое развитие: оценка осуществляется на основе измерений физических параметров и сравнения с возрастными нормами. Важно учитывать прогресс и улучшение показателей со временем.

  2. Коммуникативные навыки: оценка осуществляется на основе способности общаться и взаимодействовать с окружающими, понимании и использовании речи, работе с коммуникативными средствами (например, жестами, рисунками, коммуникационными устройствами).

  3. Познавательная активность: оценка осуществляется на основе интереса к обучению, самостоятельности в выполнении заданий, умения усваивать знания и применять их на практике.

  4. Социально-эмоциональное развитие: оценка осуществляется на основе умения общаться и сотрудничать с другими, эмоциональной стабильности, самооценке, установлении и поддержании социальных связей.

  5. Самообслуживание и бытовая самостоятельность: оценка осуществляется на основе способности выполнять простые действия по самообслуживанию (например, одеваться, кушать) и участия в повседневных бытовых ситуациях.

Оценка уровня достижения проводится комплексно, с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося с ОВЗ. Важно поощрять и поддерживать прогресс и постепенное развитие, а не только оценивать результаты на данном этапе обучения.

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися с ОВЗ

Коррекционно-развивающая

В соответствии с приказом 1599 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), школы и учреждения образования должны предоставлять коррекционно-развивающую работу для данных категорий обучающихся.

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися с ОВЗ направлена на комплексное развитие личности и преодоление подтормаживания в обучении, возникающего из-за некоторых специфических особенностей развития или здоровья учащихся.

Основной задачей такой работы является индивидуальный подход к каждому обучающемуся с ОВЗ и создание благоприятных условий для его психического, физического и интеллектуального развития.

Коррекционно-развивающая работа включает в себя широкий спектр деятельности, включая:

  1. Индивидуальное планирование образовательной программы с учетом особенностей обучающегося и его потребностей.
  2. Организацию дополнительных занятий и занятий по коррекции и компенсации отклонений в развитии.
  3. Применение специальных методов и техник обучения, адаптированных к уровню развития и возможностям обучающегося.
  4. Создание индивидуальных учебных планов и программах для обучающихся с ОВЗ.
  5. Организацию диагностической работы для определения индивидуальных потребностей и прогресса каждого обучающегося.

Коррекционно-развивающая работа также включает в себя сотрудничество с родителями и опекунами обучающегося с ОВЗ. Родители являются важными участниками реализации индивидуального образовательного маршрута для своего ребенка и должны быть вовлечены в процесс его образования.

Весь персонал образовательных учреждений, работающих с обучающимися с ОВЗ, должен быть подготовлен для организации коррекционно-развивающей работы и иметь необходимые знания и навыки для работы с данными категориями обучающихся.

Цель коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ — раскрытие личностного потенциала каждого обучающегося и создание условий для его успешного обучения и социализации.

Перспективы развития ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ

Перспективы

ФГОС НОО представляет собой систему требований к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья или особенностями развития. Он направлен на создание равных возможностей для обучающихся с ОВЗ и обеспечение их полноценного развития и успешного социализации.

Важной перспективой развития ФГОС НОО является интеграция возможностей новых информационных технологий в образовательный процесс. Такие инновационные методы обучения, как использование облачных технологий, интерактивных программ и курсов, мультимедийных материалов, позволяют создать комфортные условия для обучения обучающихся с ОВЗ.

Кроме того, ФГОС НОО должен обеспечивать такие перспективы развития, как развитие инклюзивного образования и формирование гуманитарного подхода к обучению обучающихся с ОВЗ. Инклюзивное образование подразумевает создание условий, когда все обучающиеся могут получить качественное и доступное образование, независимо от их индивидуальных особенностей.

ФГОС НОО должен учитывать разнообразие особенностей развития и образовательных потребностей каждого обучающегося. В этом контексте важно развивать и применять мультимодальные методы обучения, способствующие активному и творческому усвоению знаний и навыков.

Перспективы развития ФГОС НОО также связаны с повышением квалификации педагогических работников, работающих с обучающимися с ОВЗ. Продуктивное использование ФГОС НОО требует профессиональных компетенций и умений учителей, позволяющих успешно ориентироваться в индивидуальных особенностях каждого обучающегося.

  • Принимая во внимание все вышеупомянутые факторы, перспективы развития ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ включают в себя следующие аспекты:
  • Использование инновационных информационных технологий для создания комфортных условий обучения;
  • Развитие инклюзивного образования и гуманитарного подхода;
  • Учет индивидуальных особенностей обучающихся и применение мультимодальных методов обучения;
  • Повышение квалификации педагогических работников.
Прокрутить вверх