Федеральный закон № 161 О государственных и муниципальных закупках обновлен — что изменилось и как это повлияет на бизнес

Федеральный закон № 161-ФЗ, действующая редакция от 18 июля, вступила в силу с новыми требованиями для государственных и муниципальных учреждений. Одна из главных целей нового закона — обеспечение эффективного управления и распределения имущества, а также усиление ответственности участников государственного и муниципального сектора.

161-ФЗ определяет термины государственное унитарное предприятие (ГУП) и федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) как организации, которые имеют правоспособность, регистрацию и отвечают за свое имущество. Они создаются в целях осуществления государственных функций и работают на основе государственного задания.

Новый закон также вводит понятие муниципальное унитарное предприятие (МУП), которое аналогично унитарному предприятию, но работает на муниципальном уровне. Основная цель унитарных предприятий — удовлетворение потребностей граждан в определенных областях деятельности, таких как транспорт, коммунальные услуги и другие.

Федеральный закон 161-ФЗ о государственных и муниципальных учреждениях

Закон определяет статус, правоспособность и ответственность участников унитарных предприятий и утверждает порядок их создания, регистрации и ликвидации. Он также определяет особенности управления и контроля в унитарных предприятиях.

Статус и правоспособность унитарных предприятий

Унитарное предприятие – это коммерческое или некоммерческое предприятие, созданное государством или муниципалитетом и обладающее правоспособностью. У них имеется отдельный баланс, имущество и иные права и обязанности.

Унитарное предприятие может осуществлять предпринимательскую и иную деятельность в соответствии с его учредительными документами. Однако законом предусмотрены особые ограничения в сферах натуральных ресурсов, монополизированных видов деятельности и национальной безопасности.

Управление и контроль в унитарных предприятиях

Управление и контроль в унитарных предприятиях, созданных государством или муниципалитетом, осуществляется уполномоченными органами. Они принимают участие в управленческих органах унитарного предприятия. Также устанавливаются механизмы контроля за его деятельностью.

В случае унитарных предприятий, созданных государством, участником является Российская Федерация или субъект Российской Федерации. При создании унитарного предприятия муниципального уровня участником выступает муниципалитет.

Регулирование деятельности МУПАХ и ГУПАХ

Законом также регламентируются вопросы, связанные с деятельностью муниципальных унитарных предприятий (МУПАХ) и государственных унитарных предприятий (ГУПАХ).

Действующая редакция федерального закона определяет права и обязанности участников унитарных предприятий, устанавливает порядок их создания и ликвидации, а также определяет порядок управления и контроля за их деятельностью.

Термин Объяснение
МУП Муниципальное унитарное предприятие
ГУП Государственное унитарное предприятие
ФЗ Федеральный закон

Определение Федерального закона 161-ФЗ

Федеральным законом 161-ФЗ, действующим с 1 января 2002 года, установлены основные принципы организации и функционирования государственных и муниципальных учреждений в Российской Федерации.

Согласно данному закону, государственные и муниципальные учреждения могут быть созданы в форме федеральных государственных унитарных предприятий (ГУП), федеральных государственных учреждений (ФГУП), муниципальных унитарных предприятий (МУП) и муниципальных учреждений (МУ).

Федеральные государственные унитарные предприятия и федеральные государственные учреждения, созданные в соответствии с законом, обладают правоспособностью, имущество которых находится в собственности Российской Федерации. При этом, участники ГУПов и ФГУПов несут ответственность перед государством.

Муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, созданные в соответствии с законом, обладают правоспособностью, имущество которых находится в собственности соответствующего муниципального образования. Участники МУПов и МУ несут ответственность перед муниципалитетом.

Федеральные и муниципальные учреждения регистрируются в государственном органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.

Согласно статье 18 ФЗ 161-ФЗ, участники государственных и муниципальных учреждений являются должностными лицами, исполняющими служебные обязанности в этих учреждениях. Они вправе привлекаться к материальной ответственности в случае причинения убытков учреждениям.

Общая информация о государственных и муниципальных учреждениях

Федеральный закон № 161-ФЗ Об государственных и муниципальных унитарных предприятиях устанавливает правовой режим для данных организаций. В редакции данного закона государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП) получили предусмотренные законом права и обязанности.

Государственные унитарные предприятия (ГУП)

ГУПы являются юридическими лицами и могут быть созданы в результате реорганизации государственных унитарных предприятий или на базе имущества, принадлежащего Российской Федерации или субъекту Российской Федерации.

ГУПы могут участвовать в различных экономических и социальных сферах, предоставляя услуги, выполняя работы и производя товары. Они имеют правоспособность, ответственность и самостоятельный баланс.

Муниципальные унитарные предприятия (МУП)

МУПы также являются юридическими лицами и создаются на базе муниципального имущества или в результате реорганизации муниципальных унитарных предприятий.

МУПы выполняют функции в сферах, указанных в учредительных документах. Они также имеют правоспособность, ответственность и самостоятельный баланс.

Регистрация и имущество

Для государственных и муниципальных унитарных предприятий требуется государственная регистрация в установленном законом порядке. Они также могут иметь свое имущество, которое может быть как в государственной, так и в муниципальной собственности.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия имеют особую правовую позицию, определенную законом. Они отличаются от коммерческих организаций и имеют свои особенности в сфере управления и ответственности.

Основные принципы регистрации унитарного предприятия

Основные

Правоспособность унитарного предприятия

Унитарное предприятие обладает правоспособностью. Это значит, что оно имеет возможность осуществлять гражданские права и нести гражданско-правовую ответственность. Правоспособность унитарного предприятия возникает с момента его государственной регистрации.

Государственная регистрация унитарного предприятия

Государственная регистрация унитарного предприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и устанавливает его статус как коммерческого предприятия. Регистрация производится в установленном порядке и включает в себя представление определенных документов и заполнение соответствующих форм.

При регистрации унитарного предприятия необходимо указать его полное наименование, место нахождения, регистрационные данные, а также сведения о руководителе предприятия.

Участники унитарного предприятия

Унитарным предприятием могут владеть как государственные, так и муниципальные организации. Владение предприятием осуществляется путем создания специального уставного фонда, в который вносятся денежные средства, ценные бумаги и другое имущество, принадлежащие государственным или муниципальным учреждениям.

Ответственность унитарного предприятия

Унитарное предприятие несет ответственность за свои обязательства всем своим имуществом. Это означает, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств, кредиторы имеют право искать удовлетворение своих требований не только из имущества предприятия, но и из иного имущества владельца предприятия.

Порядок регистрации унитарного предприятия

Государственные и муниципальные унитарные предприятия регулируются Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ О государственных и муниципальных унитарных предприятиях. В рамках данного закона предусмотрена возможность создания и деятельности унитарных предприятий, имеющих правовую правоспособность и действующих на основании устава, утвержденного государственным или муниципальным органом.

Для регистрации унитарного предприятия необходимо обратиться в Федеральную налоговую службу по месту государственной или муниципальной регистрации. При подаче заявления о регистрации следует указать наименование предприятия и его организационноправовую форму — унитарное предприятие.

Участники унитарного предприятия — это государство и/или муниципальные образования. В соответствии с 161-ФЗ, государство или муниципальные образования имеют право создавать унитарные предприятия и участвовать в их деятельности. Они также несут ответственность за обязательства унитарных предприятий.

Возрастное ограничение для участия граждан в унитарных предприятиях составляет 18 лет. Кроме того, они должны быть дееспособными по закону.

Унитарные предприятия могут быть государственными или муниципальными. Государственные унитарные предприятия (ГУП) создаются государством и осуществляют деятельность в сфере государственного сектора экономики. Муниципальные унитарные предприятия (МУП) создаются муниципальными образованиями и осуществляют деятельность в сфере муниципальных услуг.

Для унитарных предприятий характерна действующая редакция устава. Она устанавливает их организационно-правовой статус, права и обязанности участников, порядок управления и контроля, а также иные существенные условия их деятельности.

Закон № 161-ФЗ устанавливает ответственность унитарных предприятий за свои обязательства. Они отвечают на своим имуществом, которое является составной частью государственного или муниципального имущества.

Регистрация унитарного предприятия проводится в соответствии с требованиями ФЗ № 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц. После регистрации унитарное предприятие приобретает права и обязанности субъекта предпринимательской деятельности, в том числе имеет возможность осуществлять хозяйственные операции и владеть имуществом, необходимым для осуществления своей деятельности.

Обязательные документы для регистрации унитарного предприятия

В соответствии с законодательством Российской Федерации об унитарных предприятиях, регистрация унитарного предприятия осуществляется в установленном порядке и требует представления следующих документов:

1. Устав унитарного предприятия

Устав является основным внутренним документом, который устанавливает цели, задачи, права и обязанности участников, порядок управления и другие важные аспекты деятельности унитарного предприятия.

2. Решение об учреждении унитарного предприятия

Решение о создании унитарного предприятия принимается учредителем — государством или муниципалитетом. В решении должны быть указаны все необходимые сведения о предприятии, его названии, местонахождении, направлении деятельности и другие важные детали.

3. Документы о правомочности участников

3.

Участниками унитарного предприятия могут быть как государство или муниципалитет, так и другие организации или физические лица. Для подтверждения их правомочности требуются соответствующие документы: для юридических лиц — учредительные документы, для физических лиц — паспорт или иной удостоверяющий личность документ.

4. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц

Для осуществления деятельности унитарного предприятия на территории Российской Федерации необходимо представить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, которая подтверждает его правовую и коммерческую дееспособность.

После представления всех необходимых документов и прохождения процедур регистрации унитарное предприятие получает свидетельство о государственной регистрации и становится полноправным участником экономического оборота.

Ответственность при регистрации унитарного предприятия

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП) являются формами организации предпринимательской деятельности, которые обладают правоспособностью и самостоятельной действующей в области имущества.

Унитарное предприятие (УП) – это коммерческая организация, созданная на основе имущества, куда входит необходимое имущество для реализации своей деятельности и обладающая некоторой самостоятельностью.

Государственные и муниципальные учреждения не являются унитарными предприятиями и регулируются отдельным законодательством.

ФЦППУП – это федеральное государственное унитарное предприятие, которое обладает правоспособностью и действует на основании положений, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством.

При регистрации унитарного предприятия необходимо учесть следующие требования:

1. Соответствие регистрируемого предприятия требованиям закона

Участники должны быть осведомлены о требованиях, установленных ФЗ 161 о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Регистрация должна осуществляться в соответствии с положениями этого закона.

2. Правильное оформление документов

Участники при регистрации должны подготовить и предоставить все необходимые документы. Они должны быть правильно оформлены с учетом требований ФЗ 161. Отсутствие необходимых документов или их неправильное оформление может привести к отказу в регистрации предприятия или привести к возникновению юридических проблем впоследствии.

Соблюдение этих требований поможет избежать ответственности за нарушение законодательства при регистрации унитарного предприятия.

Лицензирование деятельности унитарного предприятия

Лицензирование деятельности унитарного предприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для получения лицензии участники унитарного предприятия должны подать заявление в орган, ответственный за выдачу лицензии.

Законодательство о лицензировании унитарных предприятий

Лицензирование унитарных предприятий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 161-ФЗ «Об основах государственного регулирования деятельности государственных и муниципальных учреждений». Этот закон устанавливает правила регистрации, создания, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий, а также определяет основные принципы и условия их деятельности.

Действующая лицензия унитарного предприятия

Унитарные предприятия могут получить лицензию на определенный вид деятельности, например, медицинскую, образовательную или транспортную. Достоверность предоставленной информации и соответствие унитарного предприятия требованиям законодательства о лицензировании проверяются компетентным органом перед выдачей лицензии.

Лицензия унитарного предприятия действует в течение определенного срока и может быть продлена после истечения срока действия. Унитарное предприятие обязано соблюдать условия своей лицензии и нести ответственность за нарушение законодательства о лицензировании.

Унитарное предприятие должно обладать правоспособностью, имущество унитарного предприятия является государственной или муниципальной собственностью, а участники унитарного предприятия могут быть как государственными, так и муниципальными органами.

Лицензирование деятельности унитарного предприятия является одним из важных аспектов его функционирования. Оно обеспечивает прозрачность и законность деятельности унитарного предприятия и защищает интересы участников и пользователей его услуг.

Кадровая политика унитарного предприятия и Федеральный закон 161-ФЗ

Унитарные предприятия являются одной из форм государственной или муниципальной собственности. Они имеют правоспособность, в частности, могут быть учредителем или участником предприятий других форм собственности. Главное отличие унитарных предприятий от государственных и муниципальных учреждений заключается в наличии у них имущества.

Государственные и муниципальные учреждения регистрируются в соответствии с Федеральным законом 161-ФЗ о государственных и муниципальных учреждениях. Действующая редакция закона предусматривает, что к участникам государственных и муниципальных учреждений относятся органы государственного или муниципального управления, граждане или организации, в том числе унитарные предприятия.

Унитарные предприятия могут действовать как государственные (ГУПах) или муниципальные (МУПах). Они осуществляют свою деятельность в рамках Федерального закона 161-ФЗ и других нормативных правовых актов, которые определяют их статус и правовые основы.

Кадровая политика унитарных предприятий прекрасно сочетается с требованиями Федерального закона 161-ФЗ. Она направлена на обеспечение профессионального состава сотрудников, повышение их квалификации, соблюдение социальных гарантий и обеспечение справедливого и эффективного использования кадрового потенциала предприятия.

Одним из важных аспектов кадровой политики является внедрение принципов ответственности и прозрачности в отношениях с персоналом унитарного предприятия. Федеральный закон 161-ФЗ предусматривает ответственность руководителей унитарных предприятий за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей по организации работы с персоналом.

Таким образом, внедрение кадровой политики в соответствии с требованиями Федерального закона 161-ФЗ является неотъемлемой частью работы унитарных предприятий. Она позволяет обеспечить эффективное использование кадрового потенциала, соблюдение прав сотрудников и достижение поставленных задач и целей предприятия.

Финансовое планирование и учет на унитарном предприятии

Федеральный закон 161-ФЗ Об государственных и муниципальных унитарных предприятиях устанавливает основные принципы и порядок функционирования таких предприятий.

Унитарное предприятие (УП) — это коммерческая организация, созданная на основе правовой формы государственного или муниципального унитарного предприятия. Оно регулируется Федеральным законом Об акционерных обществах и другими нормативными правовыми актами.

Финансовое планирование и учет на унитарном предприятии осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об УП и другими нормативными актами, а также с учетом особенностей его организационно-правовой формы.

Унитарное предприятие имеет следующие особенности в финансовом планировании и учете:

  • Унитарное предприятие осуществляет бухгалтерский учет и отчетность в соответствии с требованиями Закона Об бухгалтерском учете, а также с прочими нормативными актами, регламентирующими бухгалтерский учет на предприятии.
  • Финансовое планирование на УП включает составление финансового плана и бюджета на предстоящий период, который проходит утверждение и регистрацию согласно установленной процедуре.
  • Унитарное предприятие имеет право самостоятельно устанавливать размер оплаты своей продукции (работ, услуг).
  • Участники унитарного предприятия несут ответственность по обязательствам предприятия в пределах стоимости принадлежащих им паев.
  • Об имуществе унитарного предприятия решения принимаются соответствующим органом управления, определенным законодательством.
  • Государственные унитарные предприятия осуществляют свою деятельность на основании закона Об государственных унитарных предприятиях и подчиняются исполнительным иным правительственным органам, а также уполномоченным на то федеральным органам исполнительной власти.
  • Муниципальные унитарные предприятия осуществляют свою деятельность на основании закона Об унитарных предприятиях, учреждаемых муниципальными образованиями, местными нормативными актами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Таким образом, законодательство Российской Федерации устанавливает четкий порядок финансового планирования и учета на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, обеспечивая правоспособность и отчетность этих предприятий.

Преимущества и недостатки регистрации унитарного предприятия

Унитарные предприятия имеют ряд преимуществ и недостатков по сравнению с другими формами владения и управления имуществом. Рассмотрим основные плюсы и минусы регистрации унитарного предприятия.

Преимущества унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие может быть создано как государственным, так и муниципальным учреждением в соответствии с Федеральным законом 161-ФЗ О государственных и муниципальных учреждениях.

2. Ответственность унитарного предприятия может быть ограничена, что является одним из его преимуществ.

3. Унитарные предприятия имеют правоспособность и могут быть субъектами гражданских правоотношений.

4. Регистрация унитарного предприятия позволяет собственнику контролировать и управлять имуществом, находящимся на его балансе.

Недостатки унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие регулируется ФЗ 161-ФЗ О государственных и муниципальных учреждениях, что ограничивает степень его самостоятельности и использование имущества.

2. Ответственность унитарного предприятия может быть распространена на собственника такого предприятия, в случае наличия обстоятельств, предусмотренных Законом.

3. Унитарное предприятие подчиняется государственному или муниципальному органу управления, что может ограничивать его коммерческую деятельность и возможность принимать самостоятельные решения.

Таким образом, регистрация унитарного предприятия имеет свои преимущества и недостатки. При принятии решения о создании и регистрации унитарного предприятия, необходимо учитывать все эти факторы и правовые ограничения, установленные Федеральным законом 161-ФЗ.

Практические рекомендации при регистрации унитарного предприятия

При регистрации унитарного предприятия необходимо учитывать следующие практические рекомендации:

  1. Выбор формы собственности: Перед регистрацией предприятия необходимо определиться со статусом — государственным или муниципальным. В зависимости от этого выбирается соответствующая форма собственности и финансирование.
  2. Правоспособность: При регистрации необходимо удостовериться в правоспособности учредителя. Это может быть государство или муниципальное образование, которое должно обладать соответствующей компетенцией для создания унитарного предприятия.
  3. Регистрация: Для регистрации унитарного предприятия необходимо представить пакет документов, включающий учредительные документы, уставные документы, решение об учреждении предприятия и другие необходимые документы в соответствии с требованиями закона.
  4. Участники: Унитарное предприятие может иметь участников, которые могут быть как государственными, так и муниципальными органами.
  5. Имущество: Унитарное предприятие на праве оперативного управления получает имущество от учредителя в соответствии с действующим законодательством и регулированиями.
  6. Ответственность: Унитарное предприятие несет ответственность за использование имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления. Также предусмотрены различные виды ответственности, включая административную, гражданскую и уголовную.

Регистрация унитарного предприятия является важным этапом его создания и деятельности. Соблюдение требований Федерального закона № 161-ФЗ о государственных и муниципальных учреждениях при регистрации обеспечивает законность и эффективность работы унитарного предприятия.

Прокрутить вверх