255 фз иноагенты

255-ФЗ — это федеральный закон, введенный в России в 2012 году. Он определяет понятие иностранный агент и устанавливает основные требования, которые должны соблюдать организации, признанные такими. Статус иностранного агента накладывает на эти организации ряд обязательств и ограничений.

Список организаций, признанных иностранными агентами, публикуется на официальных интернет-ресурсах государства. Он включает различные некоммерческие организации, в том числе НКО, политические партии, СМИ и другие, которые получают финансирование из-за рубежа и осуществляют деятельность, связанную с политикой. Всего в списке может содержаться сотни организаций.

Компании, признанные иностранными агентами, должны отчитываться перед государственными органами о своей деятельности и финансах, предоставлять отчеты о расходах и доходах, а также отмечать свой статус во всех своих печатных изданиях, размещать отведенный для этого знак на своих сайтах и материалах.

Основные понятия 255 фз иноагенты

Законом № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируется деятельность некоммерческих организаций, которые выполняют функции иностранного агента.

Основные понятия, которые необходимо знать при изучении данного закона:

Некоммерческая организация

Некоммерческая организация (НКО) – это образование, которое не имеет за своей целью извлечение прибыли и использует полученные средства для реализации своих целей, заложенных в учредительных документах.

Иностранный агент

Иностранный агент – это некоммерческая организация, которая получает финансовую или иную поддержку от иностранных государств, органов иностранных государств, международных и иностранных организаций, а также их представителей, и занимается политической деятельностью на территории Российской Федерации.

Деятельность иностранного агента связана с сбором и распространением политической информации, оказанием политических услуг, ведением иностранного агентского учета и отчетности.

Кто может быть признан иноагентом по 255 фз

Иноагентом по Федеральному закону № 255-ФЗ могут быть признаны некоммерческие организации либо некоммерческие партнерства, которые выполняют определенные функции и активно участвуют в политической жизни страны. Для признания организации иноагентом необходимо соблюдение следующих критериев:

  • Организация должна получать средства или иные ценности, а также иностранную помощь для своей деятельности;
  • Она должна осуществлять политическую деятельность, направленную на изменение политической системы, участие в формировании государственной политики или влияние на ее принятие;
  • Организация должна принимать решения в соответствии с указаниями или распоряжениями иностранных структур или лиц;
  • Составлять отчетность о своей деятельности и получении финансовой поддержки от иностранных источников;
  • Помещать на всех материалах эмблему Иноагент.

Важно отметить, что для признания организации иноагентом, необходимо, чтобы она была зарегистрирована в соответствующем реестре. При нарушении указанных требований организация может быть признана иноагентом и подлежать определенным ограничениям в своей деятельности.

Процедура признания организации иноагентом

Процедура признания организации иноагентом регулируется Федеральным законом от 20 июля 2012 года №255-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ужесточения наказания за преступления против общественной безопасности и порядка.

Для того чтобы признать организацию иноагентом, необходимо выполнить следующие требования:

  1. Организация должна включить себя в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Это осуществляется путем подачи заявления и соответствующих документов в Федеральное агентство по делам гражданского общества инициативными представителями организации.
  2. Организация должна отвечать определенным критериям, установленным законодательством. В частности, она должна получать финансирование или другие материальные ценности из иностранных государств, их органов, иностранных юридических лиц, а также от лиц без гражданства и лиц, имеющих вида на жительство в иностранных государствах. Кроме того, она должна осуществлять политическую деятельность и заниматься распространением информации.
  3. Организация должна вести учет своей деятельности в качестве иностранного агента и представлять соответствующую отчетность о своей финансово-хозяйственной деятельности.

Если организация соответствует вышеуказанным требованиям, она может быть признана иноагентом на основании решения суда.

В случае признания организации иноагентом, ей предоставляются определенные обязанности и ограничения по ведению своей деятельности, а также требуется маркировка своих материалов и публикаций.

Необходимо отметить, что процедура признания организации иноагентом является юридически сложной и требует четкого соблюдения всех требований законодательства.

Полный список признанных организаций иноагентами

В соответствии с Федеральным законом № 255-ФЗ, ряд организаций был признан иностранными агентами. Данный список состоит из следующих организаций:

  1. НКО Центр поддержки международных инициатив — признана иностранным агентом 10 апреля 2017 года.
  2. Фонд защиты гражданских прав Справедливая Россия — признан иностранным агентом 5 августа 2018 года.
  3. Ассоциация прав человека Право — признана иностранным агентом 20 сентября 2019 года.
  4. Общероссийское общественное объединение Российское офицерское общество — признано иностранным агентом 2 мая 2020 года.
  5. Автозаводская площадь — признана иностранным агентом 15 ноября 2021 года.

Данный список не является исчерпывающим и может быть дополнен новыми организациями в будущем. В соответствии с требованиями закона, указанные организации обязаны помечать свою продукцию и материалы символикой иностранного агента, а также предоставлять отчеты о своей деятельности при проведении проверок компетентными органами.

Требования к организациям признанным иноагентами

Организации, признанные иноагентами в соответствии с Федеральным законом от 12.07.2012 г. № 121-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения требований к деятельности нестационарных объектов недвижимости, обеспечения условий для повышения качества инженерного обеспечения объектов недвижимости и надежности функционирования зданий и сооружений, должны соблюдать ряд требований, предъявляемых к ним как к юридическим лицам, осуществляющим деятельность в качестве иноагентов.

1. Оформление участников иноагентов и передача им информации

1.

Организации, признанные иноагентами, должны уведомлять своих участников о таком признании и о своем статусе иноагента в письменной форме. Для этих целей должен быть разработан специальный уведомительный бланк, который организация должна предоставить каждому участнику.

Также организациям признанным иноагентами предъявляется требование о передаче информации о своей деятельности иностранным лицам, включая информацию о договорах, заключенных с иностранными лицами, о доходах, полученных от иностранных лиц, о расходах на осуществление своей деятельности, а также о любых изменениях в своей организационно-правовой форме или структуре управления.

2. Отчетность и права контроля

Организации, признанные иноагентами, обязаны представлять ежегодные отчеты о своей деятельности, в которых должна быть отражена информация о состоянии дел организации, о ее финансовом положении, о перечне лиц, привлекаемых к осуществлению деятельности иноагента, а также о другой информации, предусмотренной федеральными законами.

Организации, признанные иноагентами, подлежат особому государственному контролю со стороны уполномоченных органов, включая проверки финансово-хозяйственной деятельности, состояния соблюдения требований действующего законодательства, выполнения обязательств перед участниками иноагента.

  • Деятельность организаций, признанных иноагентами, может быть прекращена, а участниками могут быть привлечены к ответственности в случае нарушения требований
  • Невыполнение требований может повлечь за собой применение мер административного наказания

Требования к организациям, признанным иноагентами, направлены на обеспечение прозрачности и контроля финансово-хозяйственной деятельности этих организаций, а также на предотвращение возможных противоправных действий.

Обязанности иноагентов по 255 фз

Основные обязанности иноагентов:

  1. Зарегистрироваться в качестве иностранного агента в установленном порядке, предоставить все необходимые сведения и документы. Регистрация должна производиться в органе юстиции относительно юридического адреса НКО.
  2. Создать и вести учет о поступающих и расходующихся средствах, полученных от иностранных и иноязычных источников. Вся информация о денежных средствах, полученных и потраченных, должна быть доступна для государственного контроля.
  3. Получить статус иностранного агента в случае, если некоммерческая организация получает финансовые средства от двух или более иностранных и иноязычных источников, в размере не менее 50% общего объема полученных средств.
  4. Оформлять исходящую и входящую корреспонденцию с указанием статуса иностранного агента.
  5. Распространять иностранную политическую информацию, осуществлять деятельность с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
  6. Размещать на информационных ресурсах, включая окончательные тексты публичных и региональных ежеквартальных отчетов, на странице НКО информацию о ее статусе и компенсациях.
  7. Ежегодно проводить финансовую и налоговую проверку, а также рассчитывать и уплачивать все налоги и сборы, предусмотренные действующим законодательством.

Нарушение данных обязанностей может повлечь за собой административную или уголовную ответственность, что является значительным стимулом для иноагентов выполнять их полностью и в срок.

Ответственность иноагентов за нарушение 255 фз

В соответствии с законом О некоммерческих организациях, иноагенты несут ответственность за нарушение требований, установленных Федеральным законом № 255-ФЗ. Если они не выполняют свои обязанности, то могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Административная ответственность предусматривает наложение штрафных санкций на иноагентов, вплоть до определенной суммы или прекращения их деятельности. При этом штрафы могут быть применены как к организации, так и к ее руководителям.

Иноагенты также подлежат уголовной ответственности в случае совершения тяжких преступлений, связанных с нарушением требований 255-ФЗ. Например, если они осуществляют деятельность в интересах иностранного государства или иностранного организация без регистрации в качестве иноагента, им грозит уголовное преследование и наказание в виде лишения свободы.

Для того чтобы избежать ответственности, иноагенты должны тщательно следить за соблюдением всех требований, установленных Федеральным законом № 255-ФЗ. Они должны вовремя и правильно представлять отчеты о своей деятельности и финансовых операциях, а также обозначать свой статус иноагента во всех своих публичных выступлениях и материалах.

Нарушение этих требований может привести к серьезным последствиям для иноагентов, вплоть до закрытия организации и уголовного наказания. Поэтому иноагенты должны быть готовы к выполнению всех требований, предъявляемых к ним законодательством.

Вид ответственности Мера наказания
Административная ответственность Штрафные санкции, прекращение деятельности
Уголовная ответственность Лишение свободы

Оспаривание решений о признании организаций иноагентами

В случае недовольства решением о признании организации иноагентом, ей предоставляется право обжалования судебным путем. При этом нужно учесть, что такое обжалование должно быть основано на аргументированных основаниях и подтверждено соответствующими доказательствами.

Для начала процесса оспаривания решения о признании организации иноагентом необходимо обратиться в арбитражный суд или обычный суд в зависимости от юридического статуса организации. При этом руководствоваться нужно нормами гражданского процессуального законодательства Российской Федерации.

В своей апелляции организация должна подробно изложить свою позицию и привести доводы, почему она считает решение о признании ее иноагентом неправомерным. Важно предоставить достаточно информации и доказательств, подтверждающих отсутствие оснований для признания организации иноагентом.

При оспаривании решения о признании организации иноагентом суд будет анализировать обстоятельства дела и рассматривать представленные доказательства и аргументы. В случае признания решения неправомерным, суд может отменить или изменить его, восстановив права организации.

Однако стоит отметить, что процесс оспаривания решения о признании организации иноагентом может занимать значительное время и потребовать значительных усилий и ресурсов. Поэтому важно заранее оценить все риски и последствия, связанные с началом такого процесса.

В итоге, оспаривание решений о признании организаций иноагентами возможно, но требует хорошо подготовленного апелляционного заявления со всей необходимой информацией и доказательствами. При наличии достаточных оснований и аргументированных доводов, есть шансы добиться отмены или изменения решения, восстановив права организации.

Подготовка документов для признания организации иноагентом

Для признания организации иноагентом в соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 121-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ужесточения ответственности за незаконное использование информации, составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, необходимо подготовить определенный набор документов и выполнить несколько требований.

  1. Смежные организации, намеревающиеся признать себя иноагентами, должны предоставить следующие документы:
    • Заявление о признании организации иноагентом, составленное на установленной форме и подписанное руководителем организации;
    • Устав (уставный документ) организации;
    • Документ, удостоверяющий полномочия руководителя организации;
    • Документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание на имущество организации;
    • Документы, подтверждающие финансовое и хозяйственное положение организации;
    • Документы, подтверждающие зарегистрированные марки, наименования, товарные знаки, логотипы, изображения, иные атрибуты и интеллектуальные права, используемые организацией;
    • Финансовый отчет организации за последний финансовый год;
    • Документы, подтверждающие соблюдение организацией требований законодательства о персональных данных и защите личной жизни;
    • Иные документы в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 июля 2012 года № 121-ФЗ.
  2. Подготовленные документы должны быть представлены в установленный законом порядок в Министерство юстиции Российской Федерации;
  3. После предоставления документов организация будет проверена на соответствие требованиям Федерального закона от 28 июля 2012 года № 121-ФЗ;
  4. В случае положительного решения Министерства юстиции Российской Федерации относительно признания организации иноагентом, организация должна включить информацию о своем статусе иноагента в свою уставную и рекламную документацию;
  5. Организация, признанная иноагентом, обязана передавать отчеты о своей деятельности, использовании финансовых и материальных ресурсов, а также о распределении иностранных финансовых средств в установленные сроки и порядке.

При подготовке документов необходимо тщательно ознакомиться с требованиями Федерального закона от 28 июля 2012 года № 121-ФЗ и учесть все необходимые детали. В случае обнаружения нарушений или неправильной оформления документов, Министерство юстиции Российской Федерации может отказать в признании организации иноагентом.

Порядок прекращения статуса иноагента по 255 фз

Прекращение статуса иноагента по 255 фз может произойти по нескольким основаниям:

  1. Добровольное прекращение статуса. Иноагент вправе добровольно отказаться от статуса, предоставляя соответствующее заявление о прекращении деятельности в качестве иноагента.
  2. Прекращение деятельности юридического лица. Если организация, у которой есть статус иноагента, прекратила свою деятельность или была ликвидирована, статус иноагента также прекращается автоматически.
  3. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя. Индивидуальный предприниматель, имеющий статус иноагента, должен прекратить деятельность в качестве иноагента при прекращении своей предпринимательской деятельности.
  4. Утрата признаков иноагента. Если иноагент перестает соответствовать признакам, предусмотренным 255 фз, то его статус иноагента также прекращается. Примерами утраты признаков иноагента могут служить отсутствие финансирования из-за отказа от иностранного агента, изменение юридического адреса и т.д.
  5. Неисполнение требований, предусмотренных 255 фз. Если иноагент не выполняет требования, установленные 255 фз, то его статус иноагента может быть прекращен по решению соответствующих органов.

После прекращения статуса иноагента, организация или индивидуальный предприниматель должны уведомить об этом в установленном порядке соответствующие органы власти. В случае добровольного прекращения статуса иноагента, уведомление должно быть подано в течение 30 дней с момента принятия решения.

Прокрутить вверх